Сабақ тақырыбы: Сын есімдермен емес.
Сабақтың түрі: жаңа білімнің «ашылуы»
Сабақтың мақсаты - сын есімдермен емес, бір немесе бөлек емлесін таңдау кезінде жұмыс істеуді үйрену
Сабақтың мақсаты:
1. Білім беру:
• сын есіммен емес, біріктіру және бөлудің шарттарын анықтау;
• сын есімдермен емес, біріктіру дағдыларын қалыптастыру;
• сөздердің морфемдік талдауы қайталанады;
• Ұғымдар анықтамасын қалыптастыру қабілетін дамыту;
• студенттердің сөздік қорын жетілдіру;
• жазу мен дағдыларды жетілдіру.
2. Дамыту:
• жүйелік жұмыс әдісін енгізу; Сыни ойлауды дамыту;
• назарын дамыту;
• UAL қалыптастыру (жеке, реттеуші, когнитивті):
• өз көзқарасын қалыптастыру және дәлелдеу қабілетін дамыту;
• талдау, салыстыру, қорытындылау дағдыларын дамыту;
• жаңа білімдерді қолдану қабілетін дамыту;
• логикалық дағдыларды қалыптастыру;
• белгілі болғанға сүйену қабілетін дамыту;
• мәселені қалыптастыру қабілетін дамыту;
• жұптық жұмыс дағдыларын дамыту.
3. Білім беру:
• қызығушылық пен орыс тілін құрметтеуді үйрету;
• Сөзге деген құндылықты тәрбиелеу;
Коммуникативті ЖСҚ әзірлеу:
• қолайлы қолайлы жағдай жасау және қызығушылық, құрмет пен ынтымақтастық;
• студенттердің жұптасып жұмыс істеудегі өзара әрекеттесуі: бір-біріне құрмет қалыптастыру.
Негізгі ұғымдар: префикс, морфемма, сөйлеу бөлігі, біріктірілген емле, жеке жазу.
Ресурстар: 1) М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Орыс тілі. Негізгі мектептің 6-сынып оқулықтары. Мәскеу: Білім, 2013ж.
Жабдық:
• ДК;
• мультимедиялық проектор;
• тақтасы
Сабақтың құрылымы:
1. Ұйымдастыру сатысы.
2. Қызметтегі қиындықтарды білу және түзету.
3. Қиындықтардың себептерін анықтау және қызметтің мақсатын белгілеу.
4. Қиындықтан тыс жобаны құру және оны жүзеге асыру
5. Сыртқы сөйлеудегі алғашқы бекіту
Аралық рефлексия
Дене мәдениеті
Өзін-өзі қарастыру арқылы өзіндік жұмыс
9. Білім жүйесінде және қайталауда
10. Сабақтарға баға беру, сабақтарды көрсету (сабақты қорытындылау).
11. Үй тапсырмасы туралы ақпарат (түсініктеме).
№ п/п |
Этапы урока |
Формируемые УУД, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
1. |
Организационный этап |
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные. |
Приветствие |
Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях |
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
ЦЕЛЬ:актуализировать знания детей по теме «Имя прилагательное», создание проблемной ситуции. УУД: Регулятивные Коммуникативные |
1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (Слайд 1) 2. Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 2) Учащимся предлагается выписать из пословиц выделенные слова, определить часть речи этих слов, объяснить слитное или раздельное написание с не: Лихо тому, кто(не)правду творит кому. (Не)доброе слово больнее огня жжёт. Одно дерево – еще(не)лес. (Не)велик кувшин, да ёмок. Обсудить предложенные варианты объяснения написания слитного/раздельного написания с не. |
Взаимопроверка К доске выходит 1человек: - задача – выписать выделенные слова, подписать части речи, подчеркнуть слитное/раздельное написание с не - задача остальных та же самая Учащиеся предлагают варианты слитного/раздельного написания не с прилагательными,; вспоминают правило написания не с существительными
|
3. |
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. |
ЦЕЛЬ: спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные |
- Почему вы затруднялись в правописании не с прилагательным? - Можно ли провести аналогию с правописанием не с существительными? Приведите примеры. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать не с прилагательными). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, от чего зависит слитное/раздельное написание не с прилагательными. 2. Потренироваться в написании не с прилагательными). |
Дети формулируют тему, цель и задачи урока После ответа детей открывается доска с названием темы урока Запись темы урока в тетради |
4. |
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. |
ЦЕЛЬ: составить алгоритм УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается, опираясь на конкретные примеры, составить алгоритм «НЕ с прилагательными» Необходимо вспомнить правила составления алгоритма Для работы предлагается инструкция и текст упражнения. (На доске) - Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить? Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря. Алгоритм правописания "не" с прилагательными. Определите, употребляется ли прилагательное без не: А) если не употребляется, то пиши слитно; Б) если употребляется, то проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет: - если есть, то пиши раздельно. - если нет, то пиши слитно. *Примечание: если к прилагательным относятся сочетания слов далеко не вовсе не, ничуть не, нисколько не, то не с прилагательными пишется РАЗДЕЛЬНО.
|
Учащиеся перечисляют правила составления алгоритма (представлен памяткой на слайде) Определение лексическо- го значения слов Запись алгоритма в тетради (алгоритм составляется вместе с учителем, который фиксирует его схематично на доске)
|
5. |
Первичное закрепление во внешней речи |
ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные |
- Проверим себя по учебнику, верно ли мы составили алгоритм. Проверка записанных примеров |
Чтение правила (параграф 54). Учащиеся самостоятельно дополняют алгоритм примерами или из правила (слабые дети), или составляют примеры самостоятельно (сильные дети) Учащиеся зачитывают пример, объясняют слитное/раздельное написание не с прилагательными. |
6. |
Промежуточная рефлексия |
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные |
- Какие знания помогли нам сегодня разобраться с новой темой? - Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную? |
Знания по теме «Не с существительными», навык работы с алгоритмом. Умение отличать приставку не от частицы не, т.е. знание морфемики и морфологии. Самооценка |
7. |
Физкультминутка |
|||
8. |
Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов. |
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные |
Выполнение заданий разного уровня (на выбор учащихся) Вариант 1. Спишите. Подчеркните частицу не, обозначьте приставку не. (Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)глубокий овраг; (не)чаянная встреча; (не)мягкий, а твердый. Вариант 2. Разбейте словосочетания на 2 группы: не с прилагательными и не с существительными. Прилагательные, которым приставка не придает противоположное значение, подчеркните как член предложения.(Не)добрый, а злой; (не)брежный; (не)счастье, (не)счастливый; (не)избежность; (не)вежлив, а груб; (не)опрятный; (не)робкий, а смелый; (не)ряшливый; (не)зависимость, а добрая воля. Вариант 3. Запишите существительные и прилагательные с приставкой не, если это возможно, вместе с синонимами. Составьте с выделенным словом или сложное предложение, или вспомните с ним пословицу.Внимательный, аккуратность, дядин, смелый, кожаный, глубок, вечерний, здоровье, счастье, лунный, зависть. Теперь оцените работу своего соседа (ответы представлены на слайде) |
Оценка собственных возможностей. Работа с карточками Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок |
9. |
Включение в систему знаний и повторение. |
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные |
1. Работа с упражнениями из учебника. 2. Объяснительный диктант (по упр. 312)
|
Выполняют задания Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Не с прилагательными» Комментированное письмо |
10. |
Рефлексия. |
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные |
- Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 15) - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? - А кто не доволен? |
Оценка работы класса Самооценка |
11. |
Объяснение домашнего задания. |
Слайд 15 Демонстрирует слайд с домашним заданием |
Записывают задания в дневники |