Сабақтың тақырыбы: Модификацияның өзгермелілігі және оның үлгілері.
Мақсаты: «Виртуалды зертхана» бағдарламасында практикалық жұмыс барысында модификацияның өзгермелілігінің үлгілерін оқып үйренуге оқушылардың зерттеу дағдыларын дамыту.
Міндеттері:
Жалпы білім беру:
• өзгерудің өзгермелілігінің үлгілерін зерттеу;
• ауыспалы серияны және графикті қалай жасауға болатындығын, сипаттаманың реакция жылдамдығын анықтайды, модификациондылықтың өзгеруінің мысалдарын келтіреді және оларды түсіндіреді;
• қағаз тасымалдағыштармен және ЦБР-мен жұмыс істеу дағдыларын нығайту;
Даму:
• БҚК-ны қолданып оқылған материалдарды талдауға және жинақтауға оқушылардың қабілетін дамыту;
• алгоритмде әрекет ету қабілетін дамыту, логикалық ойлауды дамыту.
Оқу орны:
• ақпаратты өңдеуге арналған құрал ретінде компьютерді қабылдауды үйрету;
• міндеттерді орындаған кезде жұмысқа дәлдік, коммуникативтік қасиеттер.
Көрсетілім: гербарий үлгілері мен табиғи өсімдіктердегі модификациядағы өзгерістердің мысалдары.
План урока:
1. Оргмомент.
Учитель приветствует учащихся и желает всем успешной работы на уроке!
2. Повторение изученного материала.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний. Изучая раздел «Генетика», учащиеся познакомились с различными понятиями, характеризующими этот раздел биологической науки. Повторяем термины. К доске выходят 2 ученика, выбирают листочки с терминами, дают определения этих терминов. Что изучает генетика? |
Определение: Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. |
Что такое наследственность? |
Определение: Свойство организмов передавать наследственные признаки от родителей к потомству. |
Передаваемые признаки проявляются у организмов в форме фенотипа и генотипа. Что называют фенотипом? |
Определение: Совокупность признаков и свойств организма, которые формируются в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой. |
Что называют генотипом? |
Определение: Совокупность всех генов одного организма. |
Работа по презентации: Посмотрите внимательно на экран и скажите, под какими цифрами обозначены фенотипы? (слайд 2) |
|
Что изображено на других рисунках? |
4 – просто предмет, 2- пейзаж |
Молодцы! Справились! Чтобы перейти к теме урока, предлагаю выполнить задание 2 (слайд 3)- Мотивация учащихся |
Определяют математическую закономерность и читают слово «Изменчивость» |
Чтобы прочитать слово, вам пришлось использовать закономерность из другой науки. Ещё раз посмотрите на задание и предположите, с помощью каких закономерностей мы будем изучать изменчивость? |
С помощью математических закономерностей. |
Подумайте и сформулируйте цель нашего урока. |
Формулируют образовательные цели |
Верно, всё это мы узнаем на уроке. Скажите, а чему бы вы ещё хотели научиться? |
Предполагают, выполнять какие-то задания на компьютере |
Компьютер нам поможет применить математические знания и умения при изучении изменчивости как свойства живых организмов. |
|
Слайд 4 Что такое изменчивость? Работаем с литературой. На столах у некоторых обучающихся словари, а другие находят определение в учебнике. Разные авторы отражают в определениях различные аспекты данного термина. Виды изменчивости Различают изменчивость модификационную (ненаследственную) и мутационную (наследственную). Сегодня на уроке мы изучаем закономерности модификационной изменчивости. Модификационная изменчивость – способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается по наследству. Рассказ об опытах французского учёного Г. Боннье с одуванчиками. Он разрезал одно растение одуванчика на две части. Одну часть выращивал на равнине, вторую - высоко в горах. Предположите, какими могли вырасти одуванчики? Почему? |
Находят в словаре, учебнике, затем читают на слайде Свойство живых организмов приобретать изменения в процессе жизнедеятельности Процесс, отражающий взаимосвязь организма с внешней средой. Записывают определение в тетради Слушают, смотрят слайды презентации. Ответы: Первое растение выросло нормальным по высоте, а второе было карликовым. Разные условия среды, разные факторы действовали на растения. |
Слайд 5. Модификационная изменчивость на примере стрелолиста. . |
Делают выводы, рассматривая гербарий и рисунки в презентации. |
Слайд 6. Примеры модификационной изменчивости у человека и животных. |
Объясняют причину появления изменений. |
Слайд 7. Работа по составлению характеристики модификационной изменчивости. |
Заполнение учащихся таблицы в тетради |
Слайд 8. Практическая работа. Вам предлагается проверить свои знания по терминам и выполнить практическую работу в виртуальной лаборатории, используя знания биологии и математики. Методические инструкции и этапы выполнения работы имеются в данной программе. Эта программа выдаст результат, который будет вашей оценкой за работу.
Оценка понижается программой, если допущены ошибки или взяты подсказки, поэтому будьте внимательны. |
Открывают программу, знакомятся с правилами работы. |
Какова цель практической работы? |
Высказывают своё мнение. Записывают в тетради. |
В качестве объекта исследования взята сенполия или фиалка узумбарская. Показ горшочка с растением. Что вам известно об этом растении? |
Рассказ о сенполии – сообщение ученицы |
Далее нам надо определить объект и предмет исследования Сенполия – объект Длина её листьев – предмет. Формулируем гипотезу (предположение о длине листьев) |
Гипотеза: Предположим, что средняя длина листа составит 5,5 см. |
Выполняют работу в программе, исследуя параметры листьев сенполии. |
В тетради составляют вариационный ряд, чертят вариационную кривую, вычисляют среднее арифметическое значение длины листа, делают вывод о соответствии реального значения длины листа и гипотезы, о норме реакции. |
Слайд 9. Выводы по уроку: |
Обсуждение итогов урока. |
Слайд 10. Закрепление знаний Что такое модификационная изменчивость? Как составляется вариационный ряд? Как выглядит вариационная кривая? Что такое норма реакции признака? Каково среднее арифметическое значение длины листа сенполии. Подтвердилась ли гипотеза? |
Ответы обучающихся. |
Домашнее задание |
|
Рефлексия. Какие цели вы достигли на уроке? Помогли ли вам математические знания выявить закономерности изменчивости? Как вы оцените свою активность на уроке? |
Ответы обучающихся. |