Тақырыбы: химия
Орындау мерзімі: _________ Класс: 9
Сабақтың тақырыбы - химиялық элементтердің мерзімді жүйесінде металдардың орналасуы (олардың атомдары мен кристалдарының құрылымдық ерекшеліктері, металды байланыс, металл кристалды тор, I-III кезеңіндегі металл
атомдарының құрылымының салыстырмалы сипаттамасы).
Сабақ түрі: Сабақ Жаңа материалдарды үйрену
Сабақ түрі: әңгіме сабағы
Сабақтың мақсаттары:
Педагогикалық: химиялық элементтердің мерзімді жүйесінде металдар жағдайында білім, дағдылар мен дағдыларды қалыптастыруды бастау; металдар мен олардың кристалдарының атомдары құрылымының ерекшеліктерін
анықтауда білімді, дағдыларды және дағдыларды нығайту; зерттелген материалдың металдарға және олардың қосылыстарына қайталануын ұйымдастырады; теориялық дайындықтан алынған білімнің шоғырлануын және тереңдетілуін қамтамасыз ету; дамытады: психикалық белсенділіктің дағдыларын дамыту (салыстыруға, негізгі ерекшеліктерге, талдауға, талқыға салуға, қорытындыны шығаруға, қораптың сыртында ойлауға); студенттердің жеке
қабілеттерін дамыту; оқушылардың сабақта жұмыс істеуге мотивациялық дайындығын қамтамасыз ету; студенттердің интеллектуалдық қабілеттерін дамыту.
білім алу: студенттерді өз күшіне сенуге, тәуелсіз қызметке деген ұмтылуға үйрету; Студенттердің өзін-өзі дамытуға, өзін-өзі тәрбиелеуге деген ұмтылысын тәрбиелеу; тақырыпты, тақырыпты зерделеуге қызығушылығын тудыру; оқуға деген қабілеті мен тілегін дамытуға, қажетті дағдыларды игеруге және оқу іс-әрекеттеріне көмектеседі.
1.Методы организации научно-познавательной деятельности:
Словесные: рассказ, лекция, беседа и т.д.
2. Наглядные: демонстрация, иллюстрация.
3. Практические упражнения: лабораторные опыты, трудовые действия.
4. Проблемно-поисковые.
5. Репродуктивные.
6. Методы самостоятельной учебной работы школьников.
2.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
7. Методы познавательной игры.
8. Учебных дискуссий.
1. Создания ситуаций успеха в учёбе.
2. Предъявление учебных требований.
9. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1. Методы устного, письменного, лабораторного контроля.
2. Индивидуального, фронтального, тематического контроля. Поурочного контроля.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, ролевая игра, индивидуальная, парная.
Дидактический материал: раздаточный материал, видеотека, игротека, таблицы, тесты, карточки
Этап урока
1.Организационный момент
Приветствие. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока. 2-3 мин.
2.Повторение пройденного материала.
Краткое повторение пройденного материала, а именно раздела «Неметаллы и их важнейшие соединения» методом
фронтального опроса. Сера, азот, фосфор, углерод, кремний – основные неметаллы, изученные в прошлой четверти.
5 мин
3.Изложение нового материала по плану.
Во второй четверти, ребята, мы с вами познакомились с неметаллами и их важнейшими соединениями. Теперь мы
перейдем к изучению свойств металлов и их важнейших соединений.
Металлами называются и химические элементы, и простые вещества. Металлы отличаются от неметаллов не только
внешними признаками простых веществ (металлический блеск, ковкость, тепло- и электропроводность), но и строением отдельных атомов и кристаллов, свойствами характерных соединений. Рассмотрим их важнейшие характеристики.
Среди химических элементов большую часть составляют металлы. Из 110 известных элементов 89-металлы.
Металлы есть в каждой группе химических элементов.
Сравнительная характеристика металлов металлов I-III групп.
Элементы основной подгруппы металлов I-III групп относятся к s- и p-элементам. На их наружном энергетическом уровне находятся 1s или 2s-электрона (I-II группы) или 1p электрон (III группа). При химическом взаимодействии эти металлы легко отдают электроны и показывают постоянные степени окисления +1,+2,+3, соответствующие номерам групп. S-элементы- типичные представители металлов. В ПС каждый период, кроме 1-го, начинается с таких металлов. У p-элементов металлические свойства выражены значительно слабее. В группе у элементов в связи с увеличением заряда ядра и уменьшением энергии ионизации металлические свойства увеличиваются.
Металлы стоят в начале и середине периодов, поэтому размеры их атомов сравнительно большие. Эти признаки строения атомов определяют принадлежность элементов к металлам.
Металлы малых периодов имеют малое количество электронов (1-3) на наружном энергетическом уровне; размеры атомов металлов больше, чем у неметаллов.
Обобществленные электроны, свободно движущиеся в пространстве между атомами и ионами, называется электронным газом. См.рис.31.
Простые вещества-металлы - состоят из атомов или ионов одного химического элемента, которые связаны металлической химической связью. Металлической связью называется химическая связь,
возникающая в металлической кристаллической решетке между атомами и положительными ионами и электронным газом, состоящим из свободных электронов.
В металлической кристаллической решетке находятся атомы и катионы металлов и свободно перемещающиеся
обобществленные электроны (электронный газ).
20 мин
4.Самостоятельное усвоение новых знаний
– работа с учебником: §28 читать, выделить главное, с.136 рис.31 схематично зарисовать.
5.Закрепление нового материала:
– повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
– повторение учащимися основных положений темы;
– ответы на вопросы;
– выполнение упражнений устных и письменных
С. 136 ответить на вопросы с 1 по 5.
5 мин
6.Подведение итогов урока:
– систематизация и обобщение знаний;
– анализ усвоения учащимися программного материала;
– выставление и корректирование оценок;
– анализ проделанной на уроке работы;
– поведение на уроке.
5 мин
7.Домашнее задание:
– выделение основного в домашнем задании;
– изучение материала по новой теме;
– выполнение упражнений по новой теме.
§29 конспект, с.136 № 8.
2-3 мин
8.Индивидуальные задания учащимся:
– подготовка рефератов различной тематики;
– сбор материала, документации и так далее;
– выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
Желающим 2-3 учащимся предложить рефераты и доклады на темы «Электронный газ», «Применение металлов и их сплавов в технике».